2-й фестиваль «Живи!» |





 

2-й фестиваль «Живи!»

2008

Владимир Какурин: «Идея фестиваля на Тарханкуте появилась когда я впервые попал в этот зал в замке, которому более 200 лет. Это бывшее имение генерала Попова. А зал там… Как в здании бывшего театра «Мадригал», что в Харькове на ул. Халтурина, 42. Был…»

Но про фестиваль лучше всего расскажет посторонний. Это корреспондент Ура-информ Харьков Денис Куклин, дадим ему слово:

К осени Крым наполняется культурой «по самые берега». Я побывал на II театральном фестивале «Живи!», отказавшись от «Джаз-Коктебеля». Приехав в Харьков, слышу от редактора: «Ты читал, на прошлой неделе в Ялту приезжал Малкович?». И выбор оказывается не всегда прост и прозрачен – как угадать, куда ехать?

На первый взгляд, интереснее было бы побывать на ялтинской пресс-конференции Спейси и Малковича. Неплохо было бы послушать Мину Агосси или Карла Фриерсона в Коктебеле. Но я, как бы это странно не звучало, нисколько не жалею, что побывал на Тарханкуте, где не было ни голливудских звезд, ни французских и немецких джазменов.

Как любит повторять известный в Харькове театральный деятель Сергей Бычко, тоже выбравший Тарханкут, главное в фестивале – это не призы и места, не грамоты и звания, а тусовка. И интересно, как можно тусоваться с Малковичем, отгороженном столом и микрофоном? Кто-нибудь из побывавших на фестивале в Коктебеле, угостил Мину Агосси коктейлем? А вот обсудить только что увиденный спектакль с его участником вечером на пляже, потягивая пиво из одной бутылки – это было возможно только на Тарханкуте.

Фестиваль «Живи!» длился пять дней – с понедельника, дня открытия, по пятницу, когда фестиваль был торжественно закрыт. И увидели организаторы фестиваля, что это хорошо и оставили шестой, субботний день, для отдыха. Участники от всей души желали, чтобы и количество дней фестиваля, и число театров, принимавших в нем участие, росло и ширилось. Не знаю, оправдано ли было бы нарушить такую библейскую гармонию дней, не утомит ли всех двухнедельный марафон? Хотя за четыре дня семь театров дали семь спектаклей, и чувствовалось, что зрители-участники могли бы вместить в себя еще впечатлений.

Второй «Живи!», родившийся в Харькове, проводился в Крыму, в поселке Оленевка – пансионате «Солнечная долина» первый раз – многое не получилось так, как хотелось организаторам, или как должно бы было получиться. Многие из приглашенных российских театров, планировавшие приехать, все-таки не приехали. По словам координатора фестиваля Владимира Какурина, за северной границей происходят странные процессы, театры попросту «не пускают» в Украину. Многие украинские театры не смогли вместить «Живи!» в уже расчерченный график сезона 2008-2009. Эти препятствия, конечно же, будут преодолены в следующем году, при создании «Живи!-2009», уверены организаторы.

В прошлом году, на харьковском «Живи!» инициатор фестиваля – Благотворительный фонд «Червона стричка» сделал борьбу со СПИДом лейтмотивом всех спектаклей. Получилось очень мрачно. В этом году подзаголовком всего действа стало «Лаборатория оптимизма». И на западный берег Крыма приехало неожиданно много детей.

Харьковский театр «Сорванцы» привез спектакль «Крылья» – коллаж из написанных по другому случаю песен и стихов. Но эта симфония поэзии и музыки, усиленная танцем, в исполнении 10-13-летних детей оказалась очень серьезным, целостным произведением. Дети, игравшие на следующий день на пляже в «мы вызываем Лену…», спросили у взрослых: «Почему вы делаете глупости? Почему вы любите глупости? Почему вы не хотите признать свои глупости?», и были вознаграждены заслуженной овацией. «Живи!» оказалось не просто борьбой против СПИДа, но борьбой «вообще», борьбой за жизнь.

Честно говоря, наблюдая этот «праздник, который пять дней с тобой» и изнутри, участвуя в жизни приехавших в Крым театров, дизайнеров, и снаружи, памятуя о том, что уже в Харькове об этом придется писать «отстраненное нечто», я не мог не удивляться количеству жизни в этих людях. «Каждого из приехавших сюда в самое темечко коснулся палец Господа Бога, и они могут творить. И они могут передать это остальным», ¬– сказал Гоша, он же Игорь Арнаутов – участник Абстрактно-квадратного театра им. Казимира Малевича. Эти дети, и юноши и девушки, приехавшие на фестиваль, заняты творчеством – актерским, режиссерским, трудом дизайнера или художника. И именно они наполняют свою жизнь до краев – так, что не остается места для наркотиков или водки, для издевательства над слабыми, для сексуальных извращений и в чем там еще обвиняют подрастающие поколение. «Живи!» – это не просто название фестиваля, это призыв друг к другу.

Другой театр – Лисичанская детская театральная студия «Арлекин» ¬– уже не дети, но подростки. В спектакле «На Сейчас надо смотреть из Потом» женский коллектив попробовал сыграть во взрослую жизнь. Пьеса рассказывает о двух девушках, принимающих в своей молодости судьбоносные решения. Только спустя много лет им выпадает шанс исправить свои ошибки. В итоге все заканчивается счастливо, в лучших традициях отечественной мелодрамы.

Херсонский театр «Студи-арт», созданный из студентов ХГУ, подошел к проблеме судьбоносного выбора по-другому: в пьесе Льва Корсунского «Клетка» действующие лица – звери зоосада, мирную жизнь которых нарушает новенький – Серый. Он рассказывает зверям в клетке о воле, о жизни вне прутьев, и разрушает привычную зоосадовским животным систему мироздания. Жить с осознанием того, что твоя жизнь не истинна, становится невозможно, и звери делают свой выбор.

Харьковские студенты юракадемии замахнулись на очень сложный жанр – моноспектакль. Сегодня, наверное, невозможно избежать сравнения любого моноспектакля с работами Гришковца. И любые попытки авторов «откреститься» от влияния «кемеровского чуда» поддаются сомнению. С тем же успехом можно было бы заявлять, что «на наш театр никоим образом не оказали влияния Станиславский и Чехов». Но, даже признав эту неизбежную «гришковцовскость», исповедальность, нельзя не признать, что харьковчане смогли создать интересную работу. «Монолог ангела или Е. Ж.» ¬– рассказ человека, жизнь которого однажды рухнула. Его воспоминания – сплошные аллегории и иносказания, это городская поэзия нашего века. И с самого начала понятно, что сознание и привычная нам система мышления исчезли у этого человека в тот самый момент катастрофы – когда Ежа оставила Кошка. Еж живет скорее в сумасшедшем доме, чем в больнице. Еж скорее молод, чем стар. Он скорее умер, чем остался жить. Выводы можно делать разные, и представлять себе материальную жизнь человека, называющего себя Ангел или Еж, по-разному, с различными концами и выводами. Но сам процесс копания в собственной изорванной душе и собственных распавшихся воспоминаниях завораживает. Спектакль длится 2,5 часа. Мне кажется, это очень и очень долго. И еще мне кажется (готов поспорить), что пьеса хороша, но сыра и требует отсечения лишнего. Но ребята чертовски талантливы.

На самом деле, несмотря на такие серьезные и трагичные спектакли, атмосфера в пансионате «Солнечная долина», где проходил фестиваль, была удивительно светлой. Каждый «сорванец» не упустит случая сказать «здравствуйте». В отсутствие привычных в мегаполисе киосков, каждый рад поделиться с незнакомым человеком толикой печенья или кипятка, а заодно и познакомиться. Не было на фестивале и понятий «звезда», «VIP», «места для своих», «контрамарки».

Особенно интересно было наблюдать капустник Абстрактно-квадратного театра им. Казимира Малевича, показанный во второй день фестиваля Игорем Мирошниченко и Игорем Арнаутовым. На фоне готовых жадно впитывать жизнь юных театралов, программа двух зрелых Игорей показалась очень легкой, лаконичной, отшлифованной – сказался опыт. За сценой же «две стороны квадрата» оказались такими же, как и «сорванцы» – приветливыми, открытыми, но все же более богатыми на актерские байки.

И, наконец, еще один коллектив заслуживает особого упоминания. Харьковский Театр детей «Тимур» привез в «Солнечную долину» свое «Зеленое знамя надежды». Пьеса, по словам режиссера Василия Сидина, была написана московским драматургом Еленой Калмыковой специально для «тимуровцев» – уж очень запала в душу Сидину история жизни польского педагога Януша Корчака. Биография, и в самом деле, познавательная.

История Корчака сама по себе героична и вызывает трепетное восхищение этим человеком. Она же, поставленная детьми, которые играют на сцене скорее не благодаря, а вопреки, усиленная музыкой Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера» – это все очень и очень бьет по мозгам. Нет в этом спектакле ни выстрелов, ни крови, ни клубов дыма из печи в лагере смерти – есть только схематичные декорации и дети на сцене. Координатор фестиваля Владимир Какурин назвал «Зеленое знамя надежды» лучшим спектаклем прошедшего сезона в Украине. Из того, что я видел в прошлом году – да, это самый лучший и более того – самый нужный спектакль в Украине.

Кроме театралов, на берегу Караджинской бухты неделю провели в работе дизайнеры – они создавали плакаты-афиши к увиденным спектаклям. Их покажут в Харькове как выставку в Муниципальной галерее. Был установлен и камень на месте создания будущего памятника основателям украинского Крыма. Фотографы украсили зрительный зал в главном корпусе пансионата – бывшей усадьбе графа Попова – фотографиями Тарханкутской «подковы»: побережье Атлеша, Чаша Любви, Чуча, Джангульский разлом, Очеретай. Экскурсии в эти места для участников фестиваля стали замечательным способом релаксации – очень немногим удается вырваться осенью из пасмурных Харькова или Лисичанска к ласковому Черному морю. Не был анонсирован в пресс-релизах и режиссер «Дневника» фестиваля Евгений Бойцов, создавший в полевых условиях еще один, не включенный в афишу спектакль – замечательный фильм-памятка о пребывании на Тарханкуте для всех участников.

Вопрос о целесообразности проведения 3-го «Живи!» для меня однозначен. Он необходим потому, что есть театры, дизайнеры, скульпторы, фотографы, которые хотят приехать на него. Потому что есть люди, которые хотят жить, а не проживать, хотят выплескивать все, что они думают и чувствуют. Ну, а пансионату «Солнечная долина» и Оленевке «Живи-2009» нужен тем более – такие фестивали становятся лучшей рекламой – туристическая привлекательность фестивальных мест очевидна. И не нужно приводить в пример «Казантип» – это совсем другой уровень общения и культуры. Вот туда бы я точно не поехал, даже в командировку.
Даже не знаю, может, в следующем году Малковичу и Мине Агосси стоило бы поехать на фестиваль «Живи!»?


     К проектам

Добавить комментарий

*
 





ФЕСТИВАЛИ "ЖИВИ!"



ВСЕ АФИШИ



"ГОЛЫМИ РУКАМИ"



АРХИВ НОВОСТЕЙ



НАШЕ ВИДЕО



ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ





Арт-дача - это харьковский проект. Начинается в Харькове, а проходит в Крыму на Тарханкуте в старинном особняке генерала Попова. Артдача может дать вдохновение к творчеству, чему-то научить или заставить задуматься, куда идешь, и сверить свой шаг с поступью времени.
Это - международный культурно-зрелищный проект, посвященный любым формам творческой коммуникации.

Это - неожиданно культурный проект, который вырос на почве творческого единения театралов и дизайнеров. Получилась гремучая смесь!

А после фестиваля случается выставка театрального плаката, которая уже сама ездит по другим театральным фестивалям.




8-й Международный театрально-дизайнерский фестиваль "ЖИВИ!" состоится с 21 по 28 сентября. Место встречи изменить нельзя даже если...


   Читать далее



Владимир Какурин: +38 067 754 06 63
+38 050 343 69 70
kakurin@inbox.ru




Харьковская организация Союза дизайнеров Украины     Харьковская организация
     Союза дизайнеров Украины




Первая Международная Открытая Афиша ПроАртИнфо  Первая Международная
  Открытая Афиша ПроАртИнфо




Пансионат      Пансионат
     "Солнечная
     долина"




Яндекс цитирования

Анализ интернет сайта



Новости
"Живи!"-2013
Выставки
Фотогалереи
Заметки
Copyright © Артдача, 2013
Фестивали "Живи!"
Все афиши
Дизайн-пати "Голыми руками"
Наше видео
Архив новостей
Другие проекты
Подписка RSS

Мы ВКонтакте

Мы на Facebook

Дизайн: Михаил Опалев