Послефестивальный синдром |





 

Послефестивальный синдром

18.10.2013

Фестиваль закончился. Остались воспоминания. Для итогов еще не пришло время. Ну чего подводить глаза, если они еще полны слез (женщины меня поймут)… Прохожу курс реабилитации. Только сейчас добрался к компьютеру. Сам писать не буду, предоставлю делать это вам. Вот так осталась «Солнечная долина» в памяти у Дмитрия Захарова, титанически трудившегося все дни, особенно два последних.

А Ирине Запольской нашей памяти не хватит, чтобы запомнить ее потрясающие тексты — своеобразный дневник фестиваля. Нашей памяти нужны все тексты, Ира! Поэтому ждем! А пока — вспоминаем те, что услышали на Тарханкуте.

ИРИНА ЗАПОЛЬСКАЯ

5.10.2013
Часики затикали…
Дорога, пробиваемая фарами автобуса, груженного прожекторами, декорациями и искателями смыслов, вьется в туннели ночи светящимся лучом. Время фестиваля «Живи-7» пришло, пошло, и мы поехали… из города Харькова в «Солнечную долину», где сцена, творчество и морской прибой…
А сердце уже наполнено воспоминанием о спектакле театра «Тимур» (г. Харьков), открывшего программу фестиваля сгустком сказочных метафор. Затейливая история по мотивам сказки «Волшебник Изумрудного города» настоятельно рекомендует отыскать светящуюся дорогу, а изобилие эффектов затягивает в мир спектакля самого непоседливого зрителя. На сцене много детей, в зале много детей… Но детей много не бывает — ведь часики тикают и детство проходит, а если игра остается и становится смыслом, тогда все — дети навсегда.. И тогда метафора имеет право назидательно внушать: «Светящаяся дорога, о которой все знают, но говорят, что её нет – ЕСТЬ!»
Актеры плотной стайкой сгрудились на сцене, переполненной чудными домиками, балдахинами, фатиновыми горами, спускающимися на колосниках деревьями, экраном отражающим процесс рукотворчества … Мерцают россыпи звезд, то в зале, то на авансцене крохотные малышки-светлячки поблескивают фонариками, плотная сеть перипетий окутывает героев, надежда взвивается ввысь вместе с воздушными акробатами и очень обстоятельно творится смысл! Ведь игра — дело нешуточное.
Самоотдача исполнителей главных ролей подкупает погруженностью, а сосредоточенность истории на лирической завязке известной сказки напоминает о Любви, дающей силы ЖИТЬ. Любовь от тимуровцев лучится ярче фонариков и прожекторов — они своими руками создают ажурный мир, который сквозь экран, сцену и жизнь наполняют сердца примером стойкости, терпимости, веры. Так ториться дорога. В путь, «ЖИВИ-7»!

6.10.2013
Через 12 часов пути – мы в «Солнечной долине».
4 градуса. Тучи, но тепло уже на душе. А в душе – вообще горячая вода, в столовой – изобилие, а сцена уже примеряет новую одежду. Cтены обрастают плакатами, фотографиями. Лица становятся все роднее…
Открытие не начинается вовремя – всё и все и так открыты, хотя в каждом таится глубина и дерзость — дух захватывает от концентрации людей и идей!

7.10.2013
Спектакль для тех, кому ЕЩЕ НЕ ….или Чего не может актер («Капризная принцесса и царевич Лягушонок»)

Объявление о спектакле «Сказка о капризной принцессе и царевиче лягушонке» вызвало оживление и у тех, кому ЕЩЕ НЕ … и у тех, кому УЖЕ НЕ… Стремление увидеть авторский спектакль Игоря Мирошниченко и Ирины Рабинович отвлекло многих от основной программы, но никто не пожалел, разве что желал раздвоиться.
Спектакль, хоть и «за рамками», но очень фестивальный, потому что совершенно живой, хоть и не молодой….. ( по слухам, ему уже давно ЗА …. ).Возраст по-разному сказывается – то мощью, то дряблостью.
Но тут — прежде всего — ансамбль! Даже не дуэт — то трио, то квартет, то квинтет, то симфоническое многоголосье взволнованного зала, потому что в руках у актеров куклы, а в зале завороженная публика. Актеры ловко сплетают юмор и поучение и творят сказку собственными руками. Все в этом спектакле сделано Игорем и Ириной: и пьеса, и куклы, и технический фундамент. Но главное – тот вихрь, которым окутывают актеры зрителя. Каждая деталь — в фокусе. Центром площадки становится ковер, чудесным образом зависающий в воздухе, а за ним – мир, манящий изяществом и ювелирностью. Центр фокусируется то в кукольной ладони, то в ладони кукольника. Диалоги перелетают из сказочного сюжета в напутствия залу, и вьется чудо из завидного созвучия актеров и кукол, которые вместе творят и жизнь, и сказку! Чего не может актер, то под силу кукле, и кукла способна в руках актера и плакать, и любить. Творите, и мир заиграет!

“Ау!!! Сказане мильйонам» (документальна вистава за записами в інтернеті Народного аматорського театру-студії «ГаРмИдЕр»).
«Ау!» — сказати не можна . Це слово для крику в безодні тиші, коли забуваєш дорогу, або забули тебе. Але де знайти тишу, коли усе валає, лає і вибухає? І в тотальному гармидері не знайти того, хто відгукнеться на запит і, навіть, на заклик. Буває і під час гри у піжмурки навмацки притулишся до випадкового плеча і прошепочеш: «Ау!!». І в цю мить очі відкриваються і люди радіють впізнанню. Чи не так ?
Але закриті очі стали маскою, яка претендує називатися образом і наповзає звичка відчувати себе лялькою з маленькими гаманцями думок, якими купуються віртуальні почуття. А павутиння піжмуркової мережі висмоктує безжалісно. Образи межують з обрАзами, а не з образАми. Простір нагадує грати, сарказм межує з порно, людина глузує над потаємним – куди веде дорога крізь ці хащі? Вистава не пропонує відповіді, хаос компіляційного тексту стає правилами шоу, сповідь творця-програміста видає шокуючий мотив «ви – сума виручки, ви – просто цифри!» Гра мусить закінчитися, але ніхто не хоче чути те, що сказане мільйонам, кожен чекає слово, сказане йому.. Долітає лише оклик. А прокладена мережа вже виявляє риси блазня і лунає: «вільна від Бога, від всіх…». Я не можу байдуже забути виставу. І не можу згадати відчуття насолодження. Вона бентежила , я співчувала, і тепер мушу діяти, протягаючи руку!

8.10.2013 — День Евпатории
«Я пойду туда, куда пошел доктор» (Спектакль «Айболит» Актерская группа «Гоголь-моголь» МДЦК «Золотой ключик» (режиссер И. Фаустова)

Хочется выцепить какие-то противоречия, проблемы, конфликты, что-то уловить, разгадать, поставить диагноз. А в душе – повышенная радость.
Радость за всех, кто дарил и за тех, кому подарили. Что ? и как? Можно перечислить в рецепте:
Художественное оформление многослойное:
Сцена в образе огромного халата, раскрашка с кармашками, на ней же настенная живопись , школьная доска, каракули в черновиках и все — о приключениях!
Музыкальное оформление горячее:
Томящий напев про солнце, уходящее в ночь под стук поломойного ведра и контрастные обжигающие ритмы праздничной латины вперемешку с танцами и песнями.
Актерское мастерство:
На грани зрительского замешательства: «Неужели этот Айболит – дети? И Чи-чи — дети? И Бармалей???» В ФИНАЛЕ даже жалко, что Бармалей обещает стать хорошим и послушным мальчиком..
Особенная составляющая — ансамбль:
Все стремятся в Африку! И те, кто под кроватью, и те, кто плывут в зале, и те, кто в волнах на авансцене и те, кто за кулисами в касторке.
Неизменная составляющая успеха — гражданская.
Спектакль про долг , про обязанности. Про ответственность. Про человечность. И потому длиться ему — всю жизнь! А актерам плыть по волнам приключений с багажом вкусных лекарств, дающим силы дружить, любить, действовать!

Про такой спектакль мне еще ни разу не приходилось ни писать, ни думать, но почему то кажется, что я мечтала его увидеть. Не потому, что я всегда внимательна к спектаклям детского театра (а этот спектакль «Федора» создан в Международном детском центре-комплексе «Золотой ключик», группой сотрудников театра ) и не потому что я выросла на литературе эпохи Чуковского ( детские домыслы наоборот выстроили барьер ко многим, как мне казалось, несуразицам в книжках с хорошими картинками, а с пластинок эти сказки оживали в странном строго-сладком голосе автора , которому я никогда не доверяла).
Я не могу найти точного определения жанра спектакля . Угадываю его так: экзистенциальный необалет.
Безмолвный вакуум спектакля был наполнен внутренним напряжением одного человека. И меня это напряжение заполняло во все мгновения зрительской сопричастности. Я видела подавленную женщину в унылом чумазом мире и сквозь кадры телемиража понимала и принимала её сигналы бедствия. Авторы спектакля рентгеном фантазии проявили человека в черно-белой гамме его душевных качеств. Разыгрывалась пластическая баталия между «светлыми» и «тёмными» составляющими Федоры. Иногда в воздухе зависало реверсное звучание голоса автора, пугающего меня в детстве…
Кто овладеет внутренним миром поникшей женщины? Кому она позволит править? Федора долго остается безучастной к сценам в стиле немого кино, заползающим с полчищем тараканов в её неустроенный мир. Тонкая ниточка недоумений пробивается сквозь помехи на телеэкран — единственно устойчивый элемент в её пространстве. Там на экране – она самобытная, красивая, внимательная, а в жизни – она кукла, тряпка. Черные и Белые играют жестоко — одни захватывают и топчут, другие пакуются и предают. Слабые попытки противиться уродливо искажают трогательный образ на экране то нелепой сигаретной бравадой, то убийственным погружением под воду. Где и как находит она силы противостоять осталось неуловимым. Но сказка гарантирует победу добра и это утешает. И Федора, с возвращением чего-то родного , теплого, вдруг преображается. Изящные Белые уже «не враги», Черных и след простыл, моментальный порядок и идиллия. Теперь мир наполняется цветами и кружевами, и совсем не хочется вспоминать как плясала на веревках в руках у тараканов вся посудная семья. Не хочется, но вспоминается… У кого хватит сил оставаться на местах, когда все неустойчиво? Разве не так приходится в жизни?

9.10.2013
День слёз и надежд..
Мои личные эмоции стали беззащитными, поэтому я доверяю вам то, что очень субъективно…
«Кто кому должен, или Что может наделать музыка…» ( спектакль театра «На стульях» «Сказка о попе и его работнике Балде» режисер А. Коренюгин).
Ярмарка. Изобилие. Искры. Призывы. Глаза сверкают. Руки тянутся. Карманы набиваються. Люди меняются.
А девчушка не поспела, не решилась , ничего не крикнула. А только на ушко одному доверила. И выросли слухи, и в сплетни превратились и все вокруг закрутилось.. ролями поменялось, бородами обросло, и на авосе поехало. И песнями орало , и в валянках плясало и ведьмами кружилось. А потом растворилось…
И вдруг, книга появилась и другая игра началась. Сказка – та же, а игра — другая. Теперь сказка документально сказывалась – по записям в амбарной книге. И сквозь ритмы, горских напевов черными вспышками замелькал аркан. Вот так аллегория! Дальше в остроумной классической сказке заиграл мотив соседских государственных разборок. Сказка превратилась в басню, даже в политический памфлет, предлагаемый аудитории детсадовского возраста – доверчиво взбирающейся на плечи старшим братьям- актерам. Что это? Инфантильность? Или комформизм? Или провокация? А может, извините, другое? Ведь музыка — сильнейший инструмент и если режисер осознанно строит музыкальный ряд от раздолья русского хора до иллюстративных мелодий , сопровождавших уже художественные произведения на тему революционных побед, и выстраивает тему бесов через узнаваемые народные мотивы другого народа, то неизбежно язык театра подскажет кого и в чем он изобличает.
Но заканчивается спектакль какой-то третьей игрой. Наказали-то того, кто роль попа играть согласился без всякого к тому оснований – ребенка, привязавшего себе бороду. А наказали то как? Укутали в младенческое покрывальце и на руках укачали — не лезь, мол, а ведь сами втянули… И девчушка к концу-то изменилась и мораль вынесла – плати, говорит, за все! Мы тут все – торгуем!

Это было утром.

А вечером (про спектакль «Мать Иисуса» Учебный театр Самаровской Государственной Академии Культуры и Искусств, руководитель курса И. А. Сидоренко) я рыдала навзрыд, еле удерживая лавину слез от неожиданной метафоры. И уже не хочется дерзить, не хочется спотыкаться в чувствах… Но мы же в пути ! Я – в пути! А там – падения и даже раны (не хотелось бы увечий)!
Почему нет покоя и покорности? Почему бесполезны чужие ошибки? Кто проложит маршрут, кто продолжит? Где подстелить соломку? Или кому я её подстелю? И близки ли близкие, видны ли далекие?
Утешает одно – эти вопросы приходят к каждому и во все времена. Они как тени неминуемо создаются там, где есть источник света. Они как законы физики объективны и исследованны. Но приходится самим делать открытия, чтобы ими пользоваться, и быть живописцами, чтобы мир заполнить фресками, и поэтами — чтобы душа была чуткой, и матерями – чтобы жизнь продолжалась! Так чем-то обоснованно и кем-то устроено. И всегда у кого-то на руках младенец, дарящий надежду.

10.10.2013
День любви с первого взгляда , День почты, или А напоследок я спою…
Вчера в ладоши хлопали — до огня, плясали – до горячих пяток… осталось только спеть или хотя бы намурчать Лисичанску вслед за спектаклем “Любовь с первого взгляда»:
Айзербаджан, или, может, Билибиджан,
Или может какой-то заоблачный Ереван …
Там жены, мужья, большая семья, осколки и скалки, и кругом от всех голова…
Но чья-то струна, задела тебя и мир зазвенел и запел даже если ты вовсе глух
Значит ОНА озарила тебя и крылья дала вместо вяло опущенных рук.
И ты летишь, даже если все шепчут: «Малыш! Не время, не место, чужая невеста и прочую ерунду!»
А сердце поет и высокий полет твою душу несет, и несет, и несет, и несет,
И нет преград, даже если ты сам не рад,
И вне времен настигает нас этот сон,
и звучит в нем то дождь, то звон:
«Этот гол навсегда!»

А «Сорванцам» я хочу отправить письмо настоящее – в конверте с признанием в любви.. сейчас я его допишу и отправлю….. а дальше дело за ними…
«Дорогая, Елена Павловна! Пишет тебе «Театр для всех», в смысле — только для тебя пишет, хоть сам и для всех. В смысле знаешь каком: уже последние фестивальные листочки, в смысле денечки отлетают. И зима за нами, в смысле и за вами тоже, гоняется, в смысле – что мы сейчас её прогнали, в смысле обогнали, а потом она с праздниками нас нагонит. А тебе кошек чем кормить? Так вот я и пишу, чтобы ты, в смысле и они, к нам приезжали ……
в театр, в смысле в «Театр для всех». В смысле у нас детей итак много, еще и дяди, и тети, в школе учатся, в смысле работают и праздники ждут – а зимой то они знаешь какие… долгие!. Вот тут вы и подкрепитесь, в смысле подкрепите нашу дружбу. Я ведь тебя давно люблю , в смысле и «Брысей» твоих, и «Ронни» и это не в смысле иронии. Так что приезжай со всеми в наш новый «Театр для всех», в смысле – в театр старый, это в дом новый, в смысле не в дом, а в школу, ну и она – не новая, в смысле это мы там – новые, в смысле как твоя Новенькая — мы еще и думать то не умеем, а вы уже старые, в смысле — умные детей нажили много и хороших таких, что все от них плачуть!
Обнимаю.
Р.S в смысле постскриптум: Тебе и котам твоим доброе слово шлю, знаю, что им – и то приятно, и это .. они за тобой и в сыре и в масле… в смысле на фестивале живут! Пусть и там живут! Место хороше, породное – в смысле котам родное , а людям – природное.
Ну. Хватит. Собирайся и точка»

11.10.2013

А вот такой почти пост-релиз появился на закате после спектакля «Той, хто відчиняє двері» ( по пьесе Н. Нежданы ,реж. О. Добровольская , театр-студия «Лицедеи», г. Киев.)
Премьера без режиссера
Организаторы фестиваля обещали глубокий философский разговор от имени режиссера, но при его отсутствии. Так и случилось – две героини разговаривали с драматическим размахом, пытаясь осознать роли, в которых они оказались за закрытыми дверями. Это было условностью, как и многое другое в художественном решении спектакля : два белых лоскута ткани, пересекающие сцену вертикалью портьер и плоскостью стола подсказывали то образ гостиной, то саван, то хирургию, то будуар.
Жанр спектакля на стыке поэтического абсурда и политической трагикомедии. Манера актерской игры – экспрессивная, неврастеническая. Иногда вызывает содрогание, иногда – раздражение, иногда умиление. Музыка в спектакле – самостоятельный персонаж. Она то подшучивает, то поражает , то подражает действию. До сих пор слышу смех нерожденного малыша и благодарна за ироничный контрапункт в начале спектакля.
Образы наслаивались в распухающем парадоксальном тексте. Актрисы очень старались. Старались пробиться сквозь невидимые двери, стены , старались сделать новый шаг даже без поддержки режиссера — ведь этот спектакль был премьерой. И сделали они его смело и самостоятельно!

После разговора с режиссером спектакля «Яблоки земли» Ольгой Рябовой я отважилась выполнить задание Евгения Маслова и описать факты в жанре пресс-релиза.
Вот мой экзерсис:
Спектакль «Яблоки земли» специально поставлен для фестиваля. Студенты 5 режиссерского курса самарской академии культуры и искусств экспериментировали вместе с педагогом Ольгой Рябовой. Им хотелось познакомить фестивальную публику с необычной драматургией, с особой технологией постановки спектакля по пьесе Екатерины Нарши «Яблоки земли», которая называется вербатим. Для них это первая работа такого рода.
Театр — вербатим не терпит фальши, не терпит пафосных интонаций, отказывается от игры в традиционном смысле этого слова. Вербатим-театр откликается на очень больные животрепещущие темы современного общества. На темы, которые волнуют обычного человека, и поэтому между зрителем и актером не может быть дистанции.
В актерском исполнении доминирует особая исповедальная интонация, сохраняется ритм живой речи с её запинками, ошибками, подчас с нецензурной лексикой, с дыханием жизни. И самое главное — это театр, который стремится передать боль человека.
В пьесе нет ролей, в спектакле нет персонажей. Есть просто цитаты, чужая исповедь, слова, которые в какой-то момент выплеснулись вместе с эмоциями, вместе с чувствами. Авторы спектакля считают так: чтобы понять, что происходит с тобой, нужно испытать чужую боль, услышать чужую историю.
В спектакле нет зрелищных эффектов, но присутствует синтез кино и театра. Композиция вербатима держится на кадрах кинохроники.
Тема спектакля — материнство в непростых человеческих судьбах безжалостно обнажена, как яблоки, с которых героини исповедей ножами счищают шкуру.
Спектакль, наверное, состоится еще где-то и когда-то, но где и когда авторы, быть может, напишут сами.
А что скажет МАСТЕР?

12.10.2013
Фестивальная премьера — это еще не спектакль, но… (проспектакль В. Какурина по пьесе И. Вырыпаева «Иллюзии»)

Площадка в зале с прозрачной крышей.
Вдаль сдвинуты столы для бильярда – сей час другой игры.
Плетёные кресла обещают задушевную беседу. На каком-то странном возвышении , чуть выше плинтуса – то ли на лавке, то ли на столике – расставлена пивная партия – все настоящее …
Он чистит рыбу, она пахнет. Они уже взаимодействуют . Пауза.
Они уже взаимодействуют на зрителей. Самые бойкие пытаются ввязаться в беседу. Самым малолетним приходится отползти в задние ряды — игра обещается не детская.
Такое начало. Хотя на площадке пока только режиссер и пьеса (среди пивных кеглей, изящных стаканов и сочных пищевых добавок – стопка белых страниц, в них-то все и дело!).
Режиссер вдыхал их и вдохновлял игрой и мыслями . И все это замерцало в голосах и мизансценах. Пьеса начала оживать.
На площадке четверо: Он, Она, Он, Она, но можно сказать и ОНОНАОНОНА, потому что они в тот час жили единой игрой — то смешной, то со слезами, то безнадежной, то с мечтой. Она была реальностью по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии» .
И хочется возвращаться в мысли, рожденные чувствами и чувства, подаренные текстом, Хочется всматриваться в лица, обращенные в дивном переплетении друг к другу в этом загадочном квадрате . Хочется смотреть шире, слышать тоньше, играть дольше, ведь всем нам так привычны слова : «ДО СВИДАНИЯ!» Оно неизбежно ! И хочется мечтать о спектакле на полную ногу в жизни, переполненной иллюзиями, где каждому предстоит играть в своей реальности. ДО СВИДАНИЯ, друзья! Живите вместе долго!!!

На этом я ставлю точку. Записи про фестивальные спектакли заканчиваю, вдохновившим меня своим дыханием и вниманием шлю слова признательности и восхищения! Хочу продолжать и буду, но уже на страницах Фейсбука . Приходите в друзья! Я там ИРИНА ЮРЬЕВНА Запольская (русскими буквами)

А есть еще видеовзгляд Евгения Бойцова со студентами:

И напоследок — публикую отзывы, которые стали доступны:

Евпатория:
http://www.e-times.com.ua/-zhivi-2013-slozhilos-oschuschenie-chto-studiyu-22-prinimali-kak-vydayuschuyusja-stolichnuyu-trupu.html/

Луцк:

http://www.garmyder.org/pryncyp-troh-p/

http://vk.com/art_dacha?w=wall-43020360_118%2Fall/

Киев

http://raydo.in.ua/88-poslezvuchie-zhivi.html/

Сообщайте, если чего еще узнаете!

4 Responses to “Послефестивальный синдром”

 
 

to Laraa:

спасибо конечно)))
все очень может быть)))

Ирина Запольская:

Спасибо создателям и читателям! Благодаря вам я попала в другое измерение — измерение своих зрительских чувств.

Laraa:

ГЕНИАЛЬНЫЙ плакат!!!
УРА!! УРА!! УРА!! Дмитрию Захарову!!!
Может, он станет началом 8-го фестиваля «ЖИВИ»?

Огромное спасибо, Ирине Запольской, зафиксировавшей в сроках не только картинки, но и эмоции, и чувства, которыми можно ЖИТЬ!!!

СПАСИБО создателям видеодневников за возможность в любой момент возвращаться на ЖИВИ за энергией и стимулом к творчеству!!

Очень интересно было прочесть «впечатления»… Ощущение теплоты, радости… Это примерно как встреча близких и родных людей. Сожалею, что не обладал возможностью присоединиться…

 

Добавить комментарий

*
 

 

     К новостям





ФЕСТИВАЛИ "ЖИВИ!"



ВСЕ АФИШИ



"ГОЛЫМИ РУКАМИ"



АРХИВ НОВОСТЕЙ



НАШЕ ВИДЕО



ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ





Арт-дача - это харьковский проект. Начинается в Харькове, а проходит в Крыму на Тарханкуте в старинном особняке генерала Попова. Артдача может дать вдохновение к творчеству, чему-то научить или заставить задуматься, куда идешь, и сверить свой шаг с поступью времени.
Это - международный культурно-зрелищный проект, посвященный любым формам творческой коммуникации.

Это - неожиданно культурный проект, который вырос на почве творческого единения театралов и дизайнеров. Получилась гремучая смесь!

А после фестиваля случается выставка театрального плаката, которая уже сама ездит по другим театральным фестивалям.




8-й Международный театрально-дизайнерский фестиваль "ЖИВИ!" состоится с 21 по 28 сентября. Место встречи изменить нельзя даже если...


   Читать далее



Владимир Какурин: +38 067 754 06 63
+38 050 343 69 70
kakurin@inbox.ru




Харьковская организация Союза дизайнеров Украины     Харьковская организация
     Союза дизайнеров Украины




Первая Международная Открытая Афиша ПроАртИнфо  Первая Международная
  Открытая Афиша ПроАртИнфо




Пансионат      Пансионат
     "Солнечная
     долина"




Яндекс цитирования

Анализ интернет сайта



Новости
"Живи!"-2013
Выставки
Фотогалереи
Заметки
Copyright © Артдача, 2013
Фестивали "Живи!"
Все афиши
Дизайн-пати "Голыми руками"
Наше видео
Архив новостей
Другие проекты
Подписка RSS

Мы ВКонтакте

Мы на Facebook

Дизайн: Михаил Опалев